Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Гимназия" Пятница, 19.07.2019, 00:30

Приветствую Вас Гость | RSS
    
Главная | Регистрация | Вход
Вакансии

Меню сайта

Категории раздела
Творчество учащихся [28]
Объявление [70]
Готовимся к ЕГЭ и ГИА [14]
Библиотечные новости [54]
Олимпиады и интеллектуальные конкурсы [60]
Спортивные достижения [31]
Участие в конференциях, форумах, проектах [28]
Воспитательная работа [353]
Методическая работа [62]
События [167]
Отряд волонтёров "Маяк" [124]
Конкурсы для учащихся [13]
Конкурсы для педагогов [0]
105-летию школы посвящается [9]
Год экологии [12]
Дню Победы посвящается [17]
Психолог советует... [1]

Выпускникам 11 кл.

Выпускникам 9 кл.

Официальные сайты
Министерство образования и науки Российской Федерации Единое окно доступа к образовательным ресурсам Федеральный портал "Российское образование" Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Официальный интернет-портал правовой информации

Мы - участники

Главная » 2015 » Апрель » 22 » Вести с «Педагогического марафона» учителей русского языка и литературы, который состоялся 10-11 апреля 2015 г. В Москве
15:00
Вести с «Педагогического марафона» учителей русского языка и литературы, который состоялся 10-11 апреля 2015 г. В Москве

 У каждого времени свои заботы – у нашего постоянное беспокойство учителей по поводу итоговой аттестации, как бы она ни называлась: ГИА, ОГЭ, самая устойчивая и привычная аббревиатура – ЕГЭ.

Ежегодные изменения формулировок экзаменационных заданий, ужесточение требований. Для ребенка и его учителя – это не мелкие формальности, но обстоятельства, которые могут существенно повлиять на судьбу выпускника, по крайней мере, на ближайшие месяцы.
Поэтому на традиционной лекции Ирины Цыбулько, кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника ФИПИ, председателя Федеральной комиссии по разработке КИМ (контрольно-измерительных материалов) ЕГЭ по русскому языку, «Особенности итоговой аттестации по русскому языку в 2015 году» зал был полон, стол ведущей – завален записками.
Краткое резюме такое: экзамен, с одной стороны, стал более практикоориентированным, с другой стороны – ребятам по-прежнему нужна хорошая лингвистическая подготовка.
Никаких мелочных придирок не будет. Особенно в отношении детских сочинений. Ненаписанное отчество автора и даже имя – не считается этической ошибкой, цитирование допускается, если, конечно, сочинение не превращается в одну большую цитату. Экспертам дано указание искать сформулированную выпускником проблему, «пока не найдется», даже если заветные слова пришли ребенку на ум буквально в последнюю минуту, в последнем абзаце.
Особое внимание уделили сочинениям девятиклассников. Теперь у подростков есть выбор: писать на лингвистическую тему, раскрывать смысл цитаты из текста или объяснять суть какого-либо важного для молодых людей понятия (красота, свобода), разумеется, также имеющего отношение к предложенному тексту.
Как подготовить учеников к непростому выбору, как помочь им справиться со сложной задачей, этому посвятили свои выступления и другие докладчики.
Наталья Сенина, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института им. А.П.Чехова (РГЭУ) прямо так и сформулировала тему своей лекции: «Новое на ОГЭ: готовимся к сочинению». На конкретных примерах она демонстрировала типичные ученические ошибки и способы их исправления. Надо признаться, отрывки из детских сочинений, порой забавных, порой удивительно философичных, всегда искренних и непосредственных, доставили учителям немало радости.
Ближе ко второй половине дня педагоги от обсуждения экзаменационных проблем перешли к более существенным вопросам. В рамках круглого стола «Актуальные вопросы преподавания русского языка в школе», который вела Надежда Шапиро, учитель высшей категории из знаменитой московской 57-й школы, методический редактор журнала «Русский язык», единогласно было решено, что уроки русского языка в школе должны быть, в первую очередь, уроками культуры.
Этот учебный год надолго запомнится словесникам: год литературы, год возвращения сочинения, новая  примерная программа по литературе, да еще и обсуждение концепции филологического образования.
– Барская любовь в этот год нас никак нас не минует, – резюмировал Сергей Волков, главный редактор журнала «Литература» и учитель словесности.
День открылся круглым столом «Итоговое сочинение – 2016: куда ж нам плыть?».
Возвращение итогового сочинения – главное событие года. По этому поводу ведется множество дискуссий, но важно, чтобы мнения стекались в Совет по вопросам проведения итогового сочинения Минобрнауки.
– Поручение президента Минобру о введении сочинения фактически сгенерировано нами, учителями-словесниками. Мы так были обеспокоены тем, что ученики перестали читать, мыслить, излагать свои идеи, что наши стенания были услышаны, – отметил Сергей Волков.
Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона.
– ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях, – сказал Сергей Волков
Все эксперты, выступившие на круглом столе, отметили: итоговое сочинение – это не сочинение по литературе!
– Это испытание, на котором ученик доказывает: он готов создать связный, разумный текст на заданную тему. Ведь и будущие студенты физфака пишут сочинение. Понятно, что они будут в институте писать не о классической литературе, а о том, что им нужно. (Елена Романичева)
– Есть же и музыка, и живопись, и кино, и театр. О них тоже может высказаться школьник. (Сергей Волков)
– Знания по литературе этот экзамен проверять не должен, а должен проверять умения ученика выражать свои мысли. Литературоцентричность сочинения – это просто следствие нашей русской педагогической традиции. (Наталья Беляева)
Что касается технической стороны вопроса, то в следующем году процедура проведения сочинения, по всей видимости, останется примерно такой же.
– Темы заранее объявлять не будут, а то через месяц все они будут написаны, проданы и вывешены в Интернет. Направления, как и в этом году, сообщат до первого сентября, – сказал Сергей Волков.
Особое волнение вызывает дата написания сочинения.
– Школьники после третьего декабря перестают читать! – пожаловались некоторые учителя.
– А чем вы их «брали», когда никакого сочинения в декабре не было? – парировал Волков. – Смещать сочинение на конец года нельзя. Ведь теперь введена досрочная сдача ЕГЭ. А сочинение – допуск к нему. Возможно, дата сдачи сочинения сместится к концу декабря, но уж точно не на весну.
– А грамотность как критерий, по которому ставится незачет, будет введен? – вопрошали учителя.
– Критерии, возможно, будут дорабатываться и совершенствоваться, но вряд ли стоит ждать их ужесточения в этом году. Для проверки грамотности есть обязательный ЕГЭ по русскому. Его же никто не отменяет. То есть за свою грамотность ученик все равно «пострадает». Но он не должен «страдать» два раза, – ответил С. Волков.
Тема получила развитие на лекции «Возвращение сочинения по литературе: проблемы и перспективы», которую прочла Наталья Васильевна Беляева, профессор, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО.
Итоговое сочинение нужно прежде всего для того, чтобы поставить заслон списыванию готовых сочинений и их тиражированию. Как экзамен, оно должно быть надпредметным, проверяющим уровень речевой культуры, и не более. В то же время, требуется не формальная опора на литературное произведение, а уверенное использование фактов, логика, аргументированность выводов. Без знания материала такое «проверочное» сочинение не напишешь.
Анализируя опыт прошедшего в этом году сочинения, Наталья Васильевна делает следующие выводы. Подготовительный этап был слишком короткий: в следующий раз пройдем постепенно от утверждения направлений и до создания закрытых комплектов заданий. Критерии оценки недостаточно четкие: за тридцать речевых недочетов можно получить зачет, а за три-четыре грубые ошибки – незачет. Проработаем.
В заключение лекции Наталья Васильевна зачитала собравшимся одно из самых удачных сочинений этого года. Конечно, тут тебе и «нереализованный бизнес-план» у Чичикова, и «толчок для саморазвития» у Ольги после знакомства с Обломовым. Но в целом сочинение понравилось и даже сорвало аплодисменты.
– Даже если наши ученики быстро разучились писать сочинения, то мы-то не разучились их учить! – восклицали воодушевленные учителя, отправляясь на следующие семинары.
На круглом столе на тему «Свободное чтение, или Как восстановить права «нечитающего» подростка в современной школе» был настоящий аншлаг: некуда было ставить стулья, многие слушали стоя.
– Представьте себе нечитающего подростка, – начала дискуссию психолог и эксперт в области детского чтения Екатерина Асонова. – Вот он вырос. Есть ли вероятность, что он начнет читать или хотя бы слушать аудиокниги в машине? Что он будет читать? Русскую классику или популярные романы? Известно одно: он непременно будет заставлять своих детей читать Толстого и Достоевского в школе: это культура, это нужно, это обязательно. Как защитить юного, пока не читающего человека от этого натиска взрослых штампов?
Посыпались мнения, как из рога изобилия:
– Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла…
– Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем…
– А я вот верю в учеников. Подрастут – сами возьмутся за книги…
– А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем…
– Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.
– К сожалению, многие родители до сих пор выбирают для своих детей книги по принципу «больше букв, меньше денег», – констатирует Екатерина Асонова. – А я все никак не могу уговорить педагогов на курсы, посвященные иллюстрации художественного текста. Ведь это именно то, что «цепляет» детей в книге.
Ярким заключением дня стало выступление перед педагогами президента школы-студии МХАТ Анатолия Мироновича Смелянского. Его появление не было неожиданным: во-первых, Анатолий Миронович по образованию учитель литературы:
– Отработал в школе месяца четыре, и скажу я вам, ничего страшнее в жизни не испытывал, – шутил мэтр российского театра.
Во-вторых, «барская любовь» коснулась и театра. Недавно группа филологов разгромила серию музыкальных и драматических спектаклей по произведениям Пушкина: они, как считают филологи, искажают смысл классических произведений.
– В России время от времени случаются приступы желания прояснить какие-то истины, – заметил Смелянский. – Но почему отдельно взятые филологи имеют право быть душеприказчиками великих русских писателей? Давайте исходить из того, что ни вы, ни я в точности ничего не знаем. Как у Алексея Константиновича Толстого:
Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати –
Знать не может председатель
Комитета о печати.

 

Категория: События | Просмотров: 421 | Добавил: PechnikovaIA | Рейтинг: 0.0/0
Документы гимназии

Наш опрос
Интересуются ли родители вашими делами в школе?
Всего ответов: 136

Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Готовимся к урокам

Создать портфолио

Праздники

Погода

Архив записей

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта

Поиск


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz